Четверг, 19.12.2024, 02:42

НТУУ КПИ ЗГ-71

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 127
Категории раздела
Композиция издательства [5]
Компьютерная графика [1]
КП Композиция издательства (ТПВ) [2]
Эстамп [1]
Англиский язык [1]
Психология [2]
Социология [1]
Литературные основы редактирования [1]
Рисунок [1]
Аналитический рисунок [1]

Задания


Главная » Статьи » 3 курс, семестр 1 » Композиция издательства

Ответы по издательству (1-10)

Відповіді  по композиції видання

 

1.      Макетування за модульною сіткою, рухлива полоса набору

 

Сдвиг полосы влево, вправо, к центру, к краям. Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи и т.д. Сетка разрабатывается художником. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут размещены элементы. Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу. Модульная система – придает зрительный порядок, равномерная прямоугольная сетка с одинаковым или неодинаковым шагом по горизонтали и вертикали. Иногда в модульной сетке некоторые линии имеют более важное значение, например, на одной линии по всей книге стоят фото – поле страницы усложняется.


 

2.      Верстання тексту та ілюстрації


Верстка как вывески, как вырезки из газет, как протокол, как телеграмма. Подчеркивание текста с помощью иллюстраций, в рекламе текст и изображение, текст вписан в изображение. Модульные сетки, две полосы набора, сдвиги, чтоб место было дня иллюстраций, или на разворот, перетекает, буквой г и т.п.

 

3.      Цілісність оформлення книги. Проблеми цілісності книги

 

Три композиционные системы – литературная, изобразительная. Книга – единое целое художественного произведение в котором взаимодействуют текст, графика и шрифт, и конструкция. Прежде чем оформлять – нужно внимательно прочитать произведение – оформление должно сочетаться, тут учитывается вид (художественная, технич, научная, учебная), когда написана, где, жанр, стиль, язык, эмоциональный строй, динамика, авторский почерк, на какого читателя рассчитана (возраст, квалификация), в каких условия будет использоваться (дома, на работе, в дороге). Все наборные элементы должны компоноваться учитывая симметрию или асимметрию.


 

4.      Застосування лінійок, рамок і геометричних форм

 

Вопрос о выборе линеек того или иного начертания решается в соответствии с общим замыслом оформления книги.

Выделяемый текст может быть отчеркнут линейкой с одной стороны — слева, с двух сторон — слева и справа, может быть заключен в рамку. Во всех случаях между линейками и текстом необходим заметный пробел — не меньше половины кегля применяемого шрифта. Без таких пробелов линейки недостаточно заметны, а примыкающий к ним текст хуже читается.

В оформлении спусковых полос не стоит избегать наборных украшений. Декорирование рубрик простыми элементами (линейками, звездочками и т.д.) придает им некую торжественность и значимость.

Основными местами применения обрамлений издавна были титульный лист, переплет или суперобложка.

Орнамент в книге наиболее часто применяется в заставках и концовках, а также встречается в составных рамках, фонах, розетках и украшенных буквицах.

Рамки используются для врезок, окон, выносок, таблиц, иллюстраций и фотографий.

Різноманітні композиційні виражальні функції виконують включені в шрифтові обкладинки лінійки й рамки. Вертикальні й горизонтальні лінійки розділяють шрифтові групи і рядки, підтримують шрифтову рівновагу, утворюючи своєрідну арматуру композиції. Вони можуть увиразнювати індивідуальне обличчя Книги, впорядковувати процес сприйняття шрифтових написів, надавати художньому вирішенню обкладинки певних виражальних якостей. Зрозуміла річ, що важливу роль відіграють товщина, накреслення, колір, ритм лінійних елементів.

Рамки на шрифтових обкладинках різноманітні за формою й призначенням. Вони часто впорядковують, гармонізують замкнені в них складні за конфігураціями шрифтові групи, об'єднують різні елементи обкладинки, в разі потреби відмежовують якийсь текст, своєрідно декорують поверхню обкладинки.


 

5.      Незвичайні книжкові конструкції


Некоторые ценные издания и книги, предназначенные для рассылки по почте или для особого хранения, выпускаются в картонных футлярах. Футляр или коробка (возможно, усложненной конструкции, например, с несколькими отделениями) могут быть нужны и для изданий с приложениями.

Суперобложка — это легкая, обычно бумажная покрышка, которая охватывает снаружи весь переплет и держится на нем при помощи клапанов.

Некоторые издания в переплете, к которым читатель часто обращается, снабжаются ленточкой-закладкой, приклеенной под капталом к корешку книжного блока.

Иногда обрез блока делают его поверхность неровной, волнистой. Такая отделка обреза в какой-то мере имитирует неровные края бумаги ручной выработки и тем самым стилизует книгу «под старину».

В объемистых словарях и тому подобных справочных изданиях на переднем боковом поле блока могут быть сделаны наклейки и высечки, благодаря чему становится легче находить слова на ту или другую букву.

Встречаются, издания, где различные элементы книжного блока напечатаны на листах, не одинаковых по формату и цвету.

В изданиях для детей иной раз отказываются от прямоугольной формы книжного блока. В книжках-игрушках встречается и такая конструкция, благодаря которой при раскрывании книги на разворотах появляются трехмерные композиции.

В современной книге встречаются приложения, например, в книгах о техническом редактировании — линейки для специальных расчетов. Другой вид приложений — это компакт-диски или другие носители информации.

Дерево, металл.


 

6.      Що таке формат видання? (Гиленсон «Справочник технического редактора» ст. 4-10, Рывчин «Техническое редактирование» ст. 39-46)

 

Форматом издания называется размер страницы издания после обреза блока.  Этот размер выражается или в миллиметрах (например, 130х200, 145х215, 220х165, где первая цифра обозначает ширину страницы, а вторая – ее высоту), или в формате бумажного листа и доле, которую страница данного издания составляет от этого листа (например, 60х90  , 70х90  и тд.) Дробь, показывающая, какую час листа составляет страница издания, называется определением доли.

 

Чтобы определить формат издания до обрезки, следует размеры сторон выбранного листа разделить на соответствующие сомножители определения доли. Формат издания после обрезки находят, уменьшив ширину издания на 5, а высоту – на 10 мм. Необходимо иметь в виду, что издания, выпускаемые в альбомном варианте (с горизонтально вытянутыми пропорциями), требуют комбинированной фальцовки не более чем в 3 сгиба.

 

При перпендикулярной фальцовке образуются тетради, содержащие число страниц, кратное 4; при одном сгибе – 4, при двух – 8, при трех – 16, при четырех – 32 страницы.

Издание того или иного формата получают путем сгибания (фальцовки) бумажного листа определенное число раз с последовательным чередованием взаимно перпендикулярных или параллельных сгибов. 

 


 

7.      Одиниці виміру в поліграфії 

 

Традиционные полиграфические единицы измерения: кегль, пункт, пик.

Кегль. Компьютерные издательские системы появились сравнительно недавно, как и сами персональные компьютеры. С другой стороны, книгопечатный станок изобретен Гутенбергом в 40-х годах XV века, а после изобретения в 1814 году офсетной машины полиграфический процесс, можно сказать, приобрел современные очертания. В полиграфии, как и в любой традиционной отрасли, сохраняется исторически сложившаяся терминология, а также система измерений, основанная на числах типа 72 или 1/1440. Использование традиционных единиц измерения оправдано, поскольку дает возможность сопоставить размеры всех элементов публикации — шрифта, полей, страницы и полосы набора и др.

Пункт традиционная полиграфическая единица измерения. В пунктах измеряются величина символов шрифта, интерлиньяж (расстояние между строками текста), толщина линий и некоторые другие параметры страницы. Пункт равен 1/72 дюйма или 0,352 мм. Использование особой единицы в данном случае оправдано — стандартные для публикаций кегли (10, 12, 8 пунктов) и обводки (0,25, 0,5, 1 пункт), выраженные в миллиметрах — это нецелые значения и работать с ними неудобно.

Кроме пунктов, в полиграфии используются пики. В них выражается ширина и высота колонок, полос и страниц. В одной пике 12 пунктов, значит в дюйме 6 пик. В десятичных единицах пика равна 4,236 мм. Величина символов шрифта и интерлиньяж оцениваются в пунктах. Одна пика равна шести пунктам. Использование пик и пунктов дает возможность сопоставить величину шрифта с остальными элементами публикации — полями, размером страницы и полосы набора и др.


8.      Задум оформлення видання

 

Прежде чем приступить к разработке деталей оформления издания, необходимо сформировать общий замысел его оформления.

Любой элемент книги может, при соотвецтвующих условиях, определить «оформительное лицо» издания. Любой элемент издания может стать главным в замысле оформления.  Дать какой-либо рецепт, как именно выработать общий замысел, невозможно, так же как  заранее нельзя предусмотреть, что именно станет наиболее характерной чертой в оформлении будущего издания. В одних ситуациях такой чертой, определяющей оформительское «лицо» издания, может стать размер (формат) книги, в других – иллюстрации и особенности их размещения в книге, в третьих – размеры и пропорции лежащего на странице книги текстового массива 9полосы набора), размеры полей и отношение этих размеров друг к другу, в четвертых – особенности расположения заголовков и тд.

Замысел оформления может бать основан как на особенностях самого произведения, так и на особенностях его «издательской подачи» читателю. Однако на замысел оформления самым серьезным образом влияют и производственно-технические возможности издательства. От производственно-технических возможностей издательства зависят не только иллюстрации, но и его формат некоторых особенностей оформления наборных текстов, решение о том, делать ли в издании вклейки и тд. По этому замысел оформления издания должен быть согласован с производственно-техническими возможностями издательства.

Самые важные средства для оформления издания – это шрифтовые и композиционные средства. К средствам шрифтового оформления относятся те, которые при помощи «игры» шрифтов позволяют выразить те или иные оттенки содержания произведения.

Под композиционными средствами оформления следует понимать те, при которых все материалы будущего издания предполагается  разместить в книге.


 

9.      Набірна смуга, поля. Формат набірної смуги

 

формат книжной полосы, то есть размер отпечатка на странице. Согласно веками сложившейся традиции желательно, чтобы формат книжной полосы был геометрически подобен формату страницы книги, книжная полоса может быть больше или меньше.

По той же традиции книжные полосы располагаются не посередине страницы, а заметно смещаются к корешку и вверх. Это имеет определенный композиционный смысл: сближение книжных полос подчеркивает единство книжного разворота, а смещение их кверху соответствует тому, что оптический центр страницы (и разворота) находится несколько выше геометрического. 2:2:4:6

Поля на страницах книги имеют важное значение. На них отдыхает глаз при чтении книги, они предохраняют края отпечатков от загрязнения и порчи, придают книжным страницам и разворотам законченную форму.

Слишком узкие поля плохо выполняют свои функции, в частности, плохо предохраняют отпечатки от загрязнения и порчи. Вот почему в книгах, предназначенных для длительного пользования, ширина полей должна быть больше. Но и слишком широкие поля нецелесообразны — они увеличивают расход бумаги, объем печатных и брошюровочных работ, издательскую себестоимость издания.

В некоторых изданиях часть иллюстраций, заголовки, подписи к рисункам и тому подобные элементы выносятся в отдельную (обычно — узкую) колонку, которая на различных страницах заполняется неодинаково.


 

10.   Зручність читання в шрифті

 

Удобочитаемость шрифта зависит от ряда условий. При одинаковых условиях чтения и одинаковом характере набора и качестве отпечатков удобочитаемость шрифта зависит от его размера и рисунка.

Что касается кегля шрифта, то, как показали многочисленные наблюдения и эксперименты, для взрослого читателя, обладающего навыками быстрого чтения, при длине строки до 51/2 — 6 кв. и нормальных условиях чтения достаточно удобочитаем шрифт с высотой очка примерно 1,7—1,6 мм, то есть кг. 10.

Простота и ясность рисунка, отсутствие сложных форм и деталей повышают удобочитаемость шрифта. Сложность, а тем более вычурность рисунка, наоборот, делают шрифт менее удобочитаемым. Поэтому в основу построения букв русского и латинского алфавитов положены простые геометрические формы — квадрат (или прямоугольник), круг (или овал), треугольник.

Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и ширина очка. По данным некоторых исследователей, оптимальная толщина основных штрихов (для строчных букв кг. 10) равна 0,30—0,35 мм, а оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 4/5 его высоты. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается — внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими, и контур букв теряет свою отчетливость.

Шрифты с умеренной контрастностью (с отношением толщины соединительных и основных штрихов примерно от 1:2 до 1:3) читаются лучше, чем шрифты с резкой контрастностью. Дело в том, что в резко контрастных шрифтах соединительные штрихи очень тонки (их называют «волосными») и с трудом различаются глазом; между тем многие буквы, например «и», «н», «п», отличаются одна от другой только расположением соединительных штрихов.

Полное отсутствие контрастности, по мнению большинства исследователей, понижает удобочитаемость шрифта при беглом чтении, так как лишенный контрастности шрифт слишком монотонен, однообразен.

Наличие засечек, как считает большинство исследователей, повышает удобочитаемость шрифта, так как благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги и кажутся более рельефными. Однако для начинающего читателя, например для ребенка, который еще не имеет навыков беглого чтения и только приучается распознавать буквы, отсутствие контрастности и засечек повышает удобочитаемость шрифта.

Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче охватывает его. Длинные же засечки придают контуру букв закрытый характер; они почти сливаются в одну горизонтальную линию и мешают глазу охватить этот контур.

 


 


Категория: Композиция издательства | Добавил: Yusia_13 (16.01.2010)
Просмотров: 1031 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024