Четверг, 19.12.2024, 02:52

НТУУ КПИ ЗГ-71

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 127
Категории раздела
Композиция издательства [5]
Компьютерная графика [1]
КП Композиция издательства (ТПВ) [2]
Эстамп [1]
Англиский язык [1]
Психология [2]
Социология [1]
Литературные основы редактирования [1]
Рисунок [1]
Аналитический рисунок [1]

Задания


Главная » Статьи » 3 курс, семестр 1 » Композиция издательства

Ответы по издательству (11-20)

11.  Прийоми оформлення заголовків

 

Для того что бы заголовки могли соответствовать своему назначению, для них необходимо определенным образом составить текст, а затем оформить его. Следует твердо усвоить. Что заголовки одинаковой значимости должны быть оформлены однотипно. Это поможет читателю легко ориентироваться в издании и определять зависимость одних заголовков от других. Существуют шрифтовые и нешрифтовые приемы решения этой задачи.

Шрифтовые – самые распространенные, связаны с использованием шрифтов разных кеглей и начертаний. Шрифтовые приемы выражения соподчиненности основаны на оформлении, при котором чем заголовок «старше», тем зрительно значительней шрифт, применяем для него.  Иногда для выражения соподчиненности используются шрифты одной гарнитуры, но разной насыщенности. Менее насыщенные гарнитуры используют – для «младших» заголовков, более насыщенные – для «старших»

Композиционные приемы группа приемов выражения соподчиненности не связанная с изменением кегля, насыщенности и начертания шрифта, но влияющие на расположение заголовка на странице. То или иное расположение может определить роль заголовка среди других заголовков книги. Самый «младший» заголовок – в подбор к строке. Затем идут заголовки «форточки» или «маргтнальй» - заголовки на полях. Эти виды заголовков одновременно почти никогда не используются и по своей значимости их можно считать равноценными.

Графические приемы – оформление заголовков наборными и рисованными элементами. Используются всегда с шрифтовыми и композиционными приемами одновременно.


 

12.  Титульні елементи видання, їх призначення, склад, розміщення в книзі


Тут - название книги, фамилии и инициалы лиц, участвовавших в создании издания, марка и наименование издательства, место и год издания и др.

Первые титульные листы в  15 веке, в России – в 16. Каждый стиль отражался на титулах (рококо – больше орнамента, классицизм - лаконичность). В 18 в три типа титула – шрифтовой набор, заполняющий страницу (на центр оси, внешн контуры строк образуют фигуру), лаконичные (линейки, полоски без орнамента), виньеточные (гравированные).

Титул размещается на первой странице или идальше. Это фасад, ворота, начало книги, ему уделялось большое значение. Может быть разворотный. Если титул на 2-3, то первая – авантитул (название кники, автор, год). Перед титулом может стоять фронтиспис (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа помещают: портрет автора книги или лица, о котором идет рассказ; рисунок, отражающий идею произведения; иллюстрацию к узловому эпизоду, иногда - карту. Обычно фронтиспис печатается отдельно от текста и приклеивается к первой тетради до присоединения к ней форзаца.)

По ширине  и высоте должен быть как полоса набора осн текста (но учитывать склейку).

Три осн группы шрифта – автор, название и фирма издательства. По оптическому центру.

 

Построить хороший титул можно только исходя из пропорций полосы. Нельзя размещать посередине ширины страницы. Нельзя, чтобы строки титула выходили за края набора. Титул должен заполнять всю высоту полосы, композиционно в ней лежать. Если поля слишком узкие, то он не должен полностью заполнять всю наборную полосу. Структура листа определяется делением слов на смысловые группы. Одна из наиболее подходящих очертаний для титула – форма бокала. Шрифт должен гармонировать со шрифтом текста или быть тем же. Строки, межбуквенные пространства и … должны быть тщательно выровнены. Чем меньше кеглей на титуле, тем лучше. Не следует применять более 3 кеглей, лучше 2. Лучше – сделать сначала эскиз. Текст оборота титула должен быть как можно короче.

 


 

13.  Прийоми оформлення титульного аркуша

 

Обычно титул располагается на одной странице. Но в некоторых изданиях помещают двухполосный титул.

Существуют два основных варианта двухполосного титула. В одном варианте каждая полоса представляет собой законченную, в какой-то мере самостоятельную часть общей композиции. Такой вариант часто применяется в многотомных и серийных изданиях. На левой странице разворота, так называемом контртитуле, могут быть помещены сведения, относящиеся ко всему изданию или ко всей серии в целом, а на правой странице — основном титуле — сведения о данном томе (возможны и другие варианты).

В другом варианте композиция двухполосного титула представляет собой единое, неразрывное целое, текст и изобразительные элементы начинаются на левой странице разворота и заканчиваются на правой, часто захватывая и корешковые поля. При таком титуле — в отличие от первого его можно условно назвать распашным.

Иногда в малообъемных брошюрах, рассчитанных на недолгий срок пользования, для экономии бумаги вместо титульного листа помещают титул-шапку. Такой прием часто практикуется в журналах.

Чтобы титул хорошо воспринимался читателем, необходимо из всех помещенных на нем разнообразных и неодинаковых по значению сведений выделить важнейшие, сделать явной связь между ними, выявить их соподчинение и единство. Все это достигается прежде всего соответствующим подбором шрифтов, логичной группировкой строк и их обоснованным расположением.

Шрифтовое оформление титульного листа может быть решено самыми различными способами. Прежде всего титул может быть одногарнитурным или многогарнитурным. Применяя шрифт одной гарнитуры и даже одного начертания, легче придать оформлению цельность, единство.

Наиболее важное значение для читателя имеют заголовочные сведения — фамилия автора и название книги. Они и должны быть выделены наиболее сильно. Обычно название издания дает читателю более существенную информацию, и поэтому именно для него назначают самый крупный шрифт, а фамилию автора набирают несколько меньшим кеглем. Но если название книги носит формальный характер, например «Собрание сочинений», «Рассказы» и т. п., то оно мало дает читателю, ему больше говорит фамилия автора, для которой и выбирают шрифт большей графической силы.

Некоторые элементы титульных данных, например заглавие книги, подзаголовок,— могут состоять из нескольких строк. В таком случае следует членить текст на строки по смыслу — так, чтобы особенно тесно связанные между собой слова находились в одной строке.

Что касается расположения, то различные элементы титула — группы строк — разделяются неодинаковыми пробелами. Величина пробелов подчеркивает большую или меньшую связь между этими элементами.

Большое значение для компоновки титула имеет объем помещаемого на нем материала. При малой нагрузке титульного листа, особенно если текст его состоит из коротких строк, целесообразно несколько уменьшить высоту титула по сравнению с высотой рядовых полос — в противном случае титул будет казаться слишком вытянутым по вертикали.

Титульный лист может быть скомпонован симметрично или асимметрично. При симметричном построении все строки (и изобразительные элементы) выключены на середину, благодаря чему титульная композиция приобретает плавный, гармоничный силуэт. При асимметричном построении строки начинаются от одной или нескольких вертикальных осей; возможны и такие композиционные решения, когда те или другие элементы не привязаны к определенным осям, а свободно расположены на плоскости титульного листа.

Одногарнитурность, плавные переходы от более крупных шрифтов к мелким, симметричное построение способствуют тому, что композиция титула воспринимается как спокойная. При шрифтах же нескольких гарнитур (или сильно отличающихся начертаний), резких контрастах в размере шрифта, асимметричном построении композиция титула производит впечатление динамичной.


 

14.  Загальні питання розміщення ілюстрацій на розвороті

 

Корешок – центр симметрии или асимметрии. Разворот должен быть цельным. Иногда помогает в этом рисунок через корешок на две страницы. Модульная система. Есть закрытая (обведенная рамкой полей), сюда входит и модульная система и открытая композиция – растекающийся характер, ощущение незамкнутости, минус – разница в организации текста и иллюстрации, т.к. текст нельзя сверстать навылет. Страница может представлять две разные зоны – осн. Текст и поясняющий, комментарии (внизу или с боков страницы, возможны фото), появился в средневековых ученых рукописях. Строгость в придерживании вертикалей и горизонталей, сетки – придает четкость, понятность, тем более заметным и выразительным тут оказывается отступление от рамок.


 

15.  Сполучення шрифтів

 

Так как не всегда бывает под рукой супергарнитуры, в которой есть все что нужно (начертания с засечками, без засечек, светлые и жирные, широкие и узкие, для мелких и крупных кеглей). Поэтому достаточно часто возникает необходимость использывать не один шрифт, а два (или больше). Использование нескольких шрифтов в одном издании вопрос сложный и противоречивый.

 

Начинающему типографу лучше ограничивать себя минимальным количеством гарнитур. При подборе шрифтов стоит задуматься: зачем их нужно больше одного? И как выбранные шрифты соотносятся между собой?

 

Зачем нужно несколько шрифтов?

 

·                                                         Когда в издании тексты существенно различаются по кеглю, а в гарнитуре нет специальных начертанный для разных оптических размеров шрифта.

·                                                         Когда нужно с помощью шрифтового оформления добиться сходства (или ассоциаций) с определённой эпохой.

·                                                         Когда нужно визуально разделить тексты двух (или нескольких) типов.

·                                                         Когда в шрифте нет необходимости знаков. (издания на нескольких языках)

·                                                         Когда сочетания двух или нескольких гарнитур нужно типографу по эстетическим (или каким-нибудь ещё) соображениям. 


 

16.  Пробіли та інтервали

 

Внутрибуквенный просвет  - незапечатанная поверхность внутри буквы, ограниченная её штрихами.

Апрош, межбуквенный пробел – промежуток между буквами, сообщающий сочетанию букв специфическую форму. Апрош составляется из двух полуапрошей соседних букв.

Трекинг – равномерное увеличение или уменьшение апрошей на каком-либо участке текста. Им периодически пользуются при вгонке и выгонке

Разрядка – это равномерное увеличение апрошей в конкретном фрагменте текста.

Отрицательный трекинг – равномерное уменьшение апрошей относительно их изначального размера. Возможен только в фотонаборе и цифровом наборе.

Межсловный пробел – расстояние между словами в тексте. Они могут меняться в зависимости от выключки. Однако в пределах строки они должны быть одинаковыми.

Выключка – связана с установкой межсловесных пробелов.

Вгонка и выгонка. Вгонка – это сокращение, а выгонка – увеличение количества строк набора с помощью средств типографики. Они нужны, чтобы избавиться от висячей или короткой строки.

Длина строки – это ширина колонки.

Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк.

Междустрочный интервал – это расстояние от базовой линии одной строки до верхнего края строчных следующий за ней, визуально – белый промежуток между соседними строками.

Вертикальная выключка строк – равномерное изменение интерлиньяжа на странице с целью разместить другое количество строк на полосе той же высоты.

Набор на шпоны. В металлическом наборе для изменения интерлиньяжа между строками закладывали специальные пробельные элементы – шпоны.

«Отрицательный интерлиньяж» - тоже устойчивое выражение, наряду с «висячими предлогами». Этим словосочетанием называют ситуацию, когда интерлиньяж в тексте меньше кегля. Такой набор экономит место, но мало подходит для сплошного чтения.


 

17.  Взаємозв’язок набірних елементів книги

 

Композиционное и стлевое единство в выборе гарнитуры и размеров шрифта, оформлении титула, рубрик, текстовых полос, подписей, таблиц, декоративных элементов и .т.п. Средствами набора нужно облегчить восприятие книги, выявить логику. В научной литературе при помощи соотв способов верстки, начертаний и кеглей можно выделить важную инф для ее запоминания. Прежде чем оформлять – нужно внимательно прочитать произведение – оформление должно сочетаться, тут учитывается вид (художественная, технич, научная, учебная), когда написана, где, жанр, стиль, язык, эмоциональный строй, динамика, авторский почерк, на какого читателя рассчитана (возраст, квалификация), в каких условия будет использоваться (дома, на работе, в дороге).

Все наборные элементы должны компоноваться учитывая симметрию или ассиметрию.


 

18.  Загальні принципи й методики композиції

 

У сюжетно-тематичннх, предметно-тематичних та символічних вирішеннях об'єктом нашої уваги передусім стають зміст, художні особливості малюнка на обкладинці, відповідність його мети, змісту й характерові видання, а потім розцінються якість шрифту. Ці питання завжди були и залишаються в центрі уваги художників і мистецтвознавців, Менше вивченими лишалися професійні питання своєрідного мистецтва обкладинки (справи), специфічної мови цілісної композиції зовнішнього оформлення Книги, в якому органічно поєднуються шрифт та інші зображення. Адже навіть сюжетно-тематична обкладинка повинна відрізнятися своїми композиційними (звісно, і змістовими) якостями від звичайної ілюстрації з шрифтовим написом.

Для різних періодів характерні певні історично зумовлені художні, зокрема композиційні. тенденції мистецтва обкладинки (оправи). Кожний період мас улюблені типи обкладинок, поширені прийоми компонування, повторювані стандартні вирішення.

в творчій роботі над композицією обкладинки художника часто підстерігають готові вирішення. Це частково пояснюється специфікою обкладинки, в обкладинках це простежити досить легко - треба лише уважно переглянути певну кількість книжок. і формат має відповідати одному з форматів, передбачених ГОСТ 5773-76; постійним, необхідним елементом композиції є шрифт назви книги й прізвища автора; існує обмежена кількість гарнітур і кеглів набірних шрифтів.

19.  Шрифтовий напис і зображальні елементи

 

Неувага до виразності шрифтової композиції та до її співзвучності зі змістом книги призводить до закріплення в практиці видавництв обмеженої кількості прийомів компонування, до появи обкладинок-близнюків.

Останнім часом спостерігається велика варіаційність у розташуванні по вертикалі шрифту назви. Наприклад, він може розмішуватися в нижній частині обкладинки (видавнича фірма зазначається на четвертій сторінці обкладинки або тільки на титулі), займати всю нижню половину або три чверті обкладинки знизу. Вишуканий і водночас монументальний1 вигляд має композиція, де назва, набрана (написана) великим шрифтом, розташовується у верхній частині, Іноді досить близько до краю обкладинки, а все інше поле залишається вільним.

У багатьох випадках заголовок навмисно збільшується, іноді шрифт заповнює всю площу обкладинки. При цьому підвищується читабельність заголовка на вітрині, стенді, чіткіше й виразніше сприймаються пластичні й стилістичні якості шрифту, краса, вишуканість накреслення букв. Прагнучи показати індивідуальні особливості шрифту, що відображають зміст книги, художники в композиції використовують великі {заголовні), малі, курсивні, відтінені, об'ємні, орнаментовані та Інші види накреслень.

Іноді зміст твору спонукає художника до більш динамічно акцентованих композиційних вирішень. Цьому сприяють зрушення по вертикалі окремих букв, складів, частин слів, уміщення шрифту назви в певну геометричну форму, розташування всіх шрифтів або їхніх частин по діагоналі й навіть по вертикалі у перспективі, а також розлами, розриви написів та окремих букв, хвилеподібне їх розміщення.

Прагнення до акцентування шрифтом уже давно виявилось у використанні збільшених початкових букв назви, своєрідних Ініціалів буквиць, про що свідчить Історія внутрішнього оформлення рукописних І друкованих книг.

Збільшена до розмірів обкладинки буква активно демонструє свої графічні, стилістичні якості, особливості накреслення, форми, кольору, фактури.

З метою підсилення інформаційних якостей обкладинки доцільно вирізняти початкові букви двох-трьох слів, створюючи, по суті, абревіатури. Це дуже доречно робити в довідкових, енциклопедичних виданнях, у назвах серій і бібліотечок.

Використовуючи набірну техніку, специфіку фотонабору, художники створюють візерунки Й «фактури» з букв та повторюваних слів, своєрідні декоративні фони обкладинок.

Композицію шрифтових обкладинок можуть доповнювати текстові уривки, набрані дрібним шрифтом (на зразок анотацій), які посилюють інформативні функції зовнішнього оформлення. Продумана за формою, така вставка на обкладинці також може сприйматися як шрифтова ілюстрація.

Для створення цілісного компактного напису, єдиного слова-рисунка (логотип) художники часто застосовують стисле розташування літер і рядків, доторкання суміжних літер ї навіть накладання їхніх частин одна на одну.

Зорову чітку вертикальну вісь утворюють однакові літери, розташовані одна під одною. Можна знайти в рядках певну кількість таких штрихів і літер, які забезпечують формування різних композиційних варіантів. Це дає змогу шукати найбільш гармонійну врівноважену цілісну композицію шрифтової групи, що органічно входить до загальної композиції обкладинки.

Шрифтова група в зовнішньому оформленні виконує також естетичну, декоративну функцію. Для активізації цієї функції художники нерідко використовують об'ємні декоровані контрастні Шрифти, застосовують зіставлення контрастних за рисунком шрифтів.

В оформленні книги застосовують і шрифти, написані від руки. Нині для виконання напису художники частіше застосовують готові гарнітури (комплекти) шрифтів. Різні гарнітури шрифтів наведено в книжках з мистецтва шрифту, спеціальних альбомах, каталогах, зокрема в каталогах шрифтів для сухої декалькоманії (летрасет). Цікаві зразки декорованих об'ємних шрифтів дано в різних каталогах XIX - початку XX ст.

20.  Науково-пізнавальні ілюстрації

 Логика. Иллюстрации поясняют текст, расшифровывают. Иногда нарисовать понятнее, чем написать словами. Иллюстрирование по определенному плану, модульная сетка. По характеру разделяются на предметные (видимое сходство с реальным объектом)- фотография, рисунок и условные (характеризует объект с определенной стороны, например чертеж машины, где отброшены ненужные детали) – чертеж, схема, диаграмма, карта. В фото можно снимать широкий круг объектов, микторир, но минус фото – часто ненужный детали, т.к. нет возможности компоновать кадр. Возможен фотомонтаж. Рисунок (невозможно сфотографировать динозавров). Оригинальный рисунок (художник сам делает компоновку, выбирает средства выразительности),  технический рисунок (техничесуие объекты уменьшенные с пом аксонометрии, можно показать не только внешнюю часть но и срезы), перерисовка (штриховой рисунок. если авторский снимок непригоден или средства печати не позволяют). Чертеж – штриховой, точечный, штрих под гравюру, черно-белый. Под иллюстрацией или сбоку текстовое объяснение. Схема – общий принцип чего-либо (круговорот воды), возможно немного абстракции. Диаграмма – графически изображают соотношения между процессами, динамику – столик, лента, круг, различные тематические фигуры. Географическая карта, картограмма (характеристика явлений на участке карты), картосхема (события на участке карты - сражение).

 

 

 

Категория: Композиция издательства | Добавил: Yusia_13 (16.01.2010)
Просмотров: 1011 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024