Четверг, 19.12.2024, 03:29

НТУУ КПИ ЗГ-71

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 127
Категории раздела
Композиция издательства [5]
Компьютерная графика [1]
КП Композиция издательства (ТПВ) [2]
Эстамп [1]
Англиский язык [1]
Психология [2]
Социология [1]
Литературные основы редактирования [1]
Рисунок [1]
Аналитический рисунок [1]

Задания


Главная » Статьи » 3 курс, семестр 1 » Композиция издательства

Ответы

Відповіді  по композиції видання

 

1.      Макетування за модульною сіткою, рухлива полоса набору (Валуєнко «Архітектура книги» ст. 28-33 ст. 176-169)

 

Сдвиг полосы влево, вправо, к центру, к краям. Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи и т.д. Сетка разрабатывается художником. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Она служит каркасом, определяющим, где на странице будут размещены элементы. Сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу. Модульная система – придает зрительный порядок, равномерная прямоугольная сетка с одинаковым или неодинаковым шагом по горизонтали и вертикали. Иногда в модульной сетке некоторые линии имеют более важное значение, например, на одной линии по всей книге стоят фото – поле страницы усложняется.

 

2.      Верстання тексту та ілюстрації (Валуєнко «Архітектура книги» ст. 22-23, ст. 41-46, ст. 68-105)

 

Верстка как вывески, как вырезки из газет, как протокол, как телеграмма. Подчеркивание текста с помощью иллюстраций, в рекламе текст и изображение, текст вписан в изображение. Модульные сетки, две полосы набора, сдвиги, чтоб место было дня иллюстраций, или на разворот, перетекает, буквой г и т.п.

 

3.      Цілісність оформлення книги. Проблеми цілісності книги (Валуєнко «Архітектура книги» ст. 145-162)

 

Три композиционные системы – литературная, изобразительная. Книга – единое целое художественного произведение в котором взаимодействуют текст, графика и шрифт, и конструкция. Прежде чем оформлять – нужно внимательно прочитать произведение – оформление должно сочетаться, тут учитывается вид (художественная, технич, научная, учебная), когда написана, где, жанр, стиль, язык, эмоциональный строй, динамика, авторский почерк, на какого читателя рассчитана (возраст, квалификация), в каких условия будет использоваться (дома, на работе, в дороге). Все наборные элементы должны компоноваться учитывая симметрию или асимметрию.

 

4.      Застосування лінійок, рамок і геометричних форм (Валуєнко «Архітектура книги» ст. 159-162)

 

 

 

5.      Незвичайні книжкові конструкції (Валуєнко «Архітектура книги» ст. 183-187)

 

 

 

6.      Що таке формат видання? (Гиленсон «Справочник технического редактора» ст. 4-10, Рывчин «Техническое редактирование» ст. 39-46)

 

Форматом издания называется размер страницы издания после обреза блока.  Этот размер выражается или в миллиметрах (например, 130х200, 145х215, 220х165, где первая цифра обозначает ширину страницы, а вторая – ее высоту), или в формате бумажного листа и доле, которую страница данного издания составляет от этого листа (например, 60х90 1/16, 70х90 1/32  и тд.) Дробь, показывающая, какую час листа составляет страница издания, называется определением доли.

 

Чтобы определить формат издания до обрезки, следует размеры сторон выбранного листа разделить на соответствующие сомножители определения доли. Формат издания после обрезки находят, уменьшив ширину издания на 5, а высоту – на 10 мм. Необходимо иметь в виду, что издания, выпускаемые в альбомном варианте (с горизонтально вытянутыми пропорциями), требуют комбинированной фальцовки не более чем в 3 сгиба.

 

При перпендикулярной фальцовке образуются тетради, содержащие число страниц, кратное 4; при одном сгибе – 4, при двух – 8, при трех – 16, при четырех – 32 страницы.

Издание того или иного формата получают путем сгибания (фальцовки) бумажного листа определенное число раз с последовательным чередованием взаимно перпендикулярных или параллельных сгибов. 

 

 

7.      Одиниці виміру в поліграфії (Рывчин «Техническое редактирование» ст. 11, ст. 60-61,  Гиленсон «Справочник технического редактора» ст. 78)

 

Традиционные полиграфические единицы измерения: кегль, пункт, пик.

Кегль. Компьютерные издательские системы появились сравнительно недавно, как и сами персональные компьютеры. С другой стороны, книгопечатный станок изобретен Гутенбергом в 40-х годах XV века, а после изобретения в 1814 году офсетной машины полиграфический процесс, можно сказать, приобрел современные очертания. В полиграфии, как и в любой традиционной отрасли, сохраняется исторически сложившаяся терминология, а также система измерений, основанная на числах типа 72 или 1/1440. Использование традиционных единиц измерения оправдано, поскольку дает возможность сопоставить размеры всех элементов публикации — шрифта, полей, страницы и полосы набора и др.

Пункт традиционная полиграфическая единица измерения. В пунктах измеряются величина символов шрифта, интерлиньяж (расстояние между строками текста), толщина линий и некоторые другие параметры страницы. Пункт равен 1/72 дюйма или 0,352 мм. Использование особой единицы в данном случае оправдано — стандартные для публикаций кегли (10, 12, 8 пунктов) и обводки (0,25, 0,5, 1 пункт), выраженные в миллиметрах — это нецелые значения и работать с ними неудобно.

Кроме пунктов, в полиграфии используются пики. В них выражается ширина и высота колонок, полос и страниц. В одной пике 12 пунктов, значит в дюйме 6 пик. В десятичных единицах пика равна 4,236 мм. Величина символов шрифта и интерлиньяж оцениваются в пунктах. Одна пика равна шести пунктам. Использование пик и пунктов дает возможность сопоставить величину шрифта с остальными элементами публикации — полями, размером страницы и полосы набора и др.

8.      Задум оформлення видання (Рывчин «Техническое редактирование» ст. 25-30)

 

 

9.      Набірна смуга, поля. Формат набірної смуги (Рывчин «Техническое редактирование» ст. 48-55)

 

 

10.   Зручність читання в шрифті (Рывчин «Техническое редактирование» ст. 61-62)

 

 

11.  Прийоми оформлення заголовків (Рывчин «Техническое редактирование» ст. 74-93)

 

 

 

12.  Титульні елементи видання, їх призначення, склад, розміщення в книзі (Рывчин «Техническое редактирование» ст. 157-162)

 

Тут - название книги, фамилии и инициалы лиц, участвовавших в создании издания, марка и наименование издательства, место и год издания и др.

Первые титульные листы в  15 веке, в России – в 16. Каждый стиль отражался на титулах (рококо – больше орнамента, классицизм - лаконичность). В 18 в три типа титула – шрифтовой набор, заполняющий страницу (на центр оси, внешн контуры строк образуют фигуру), лаконичные (линейки, полоски без орнамента), виньеточные (гравированные).

Титул размещается на первой странице или идальше. Это фасад, ворота, начало книги, ему уделялось большое значение. Может быть разворотный. Если титул на 2-3, то первая – авантитул (название кники, автор, год). Перед титулом может стоять фронтиспис (иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа помещают: портрет автора книги или лица, о котором идет рассказ; рисунок, отражающий идею произведения; иллюстрацию к узловому эпизоду, иногда - карту. Обычно фронтиспис печатается отдельно от текста и приклеивается к первой тетради до присоединения к ней форзаца.)

По ширине  и высоте должен быть как полоса набора осн текста (но учитывать склейку).

Три осн группы шрифта – автор, название и фирма издательства. По оптическому центру.

 

Построить хороший титул можно только исходя из пропорций полосы. Нельзя размещать посередине ширины страницы. Нельзя, чтобы строки титула выходили за края набора. Титул должен заполнять всю высоту полосы, композиционно в ней лежать. Если поля слишком узкие, то он не должен полностью заполнять всю наборную полосу. Структура листа определяется делением слов на смысловые группы. Одна из наиболее подходящих очертаний для титула – форма бокала. Шрифт должен гармонировать со шрифтом текста или быть тем же. Строки, межбуквенные пространства и … должны быть тщательно выровнены. Чем меньше кеглей на титуле, тем лучше. Не следует применять более 3 кеглей, лучше 2. Лучше – сделать сначала эскиз. Текст оборота титула должен быть как можно короче.

 

 

13.  Прийоми оформлення титульного аркуша (Рывчин «Техническое редактирование» ст. 162-167, Валуєнко «Наборный титул и рубрики книги», ст. 45-60)

 

 

14.  Загальні питання розміщення ілюстрацій на розвороті (Рывчин «Техническое редактирование» ст. 182-186, ст. 187-190)

 

 

15.  Сполучення шрифтів (лекція, матеріали з ксерокопій, Валуєнко «Наборный титул и рубрики книги», ст. 24-34, Королькова «Живая типографика» ст. 132-136)

 

Так как не всегда бывает под рукой супергарнитуры, в которой есть все что нужно (начертания с засечками, без засечек, светлые и жирные, широкие и узкие, для мелких и крупных кеглей). Поэтому достаточно часто возникает необходимость использывать не один шрифт, а два (или больше). Использование нескольких шрифтов в одном издании вопрос сложный и противоречивый.

 

Начинающему типографу лучше ограничивать себя минимальным количеством гарнитур. При подборе шрифтов стоит задуматься: зачем их нужно больше одного? И как выбранные шрифты соотносятся между собой?

 

Зачем нужно несколько шрифтов?

 

  • Когда в издании тексты существенно различаются по кеглю, а в гарнитуре нет специальных начертанный для разных оптических размеров шрифта.
  • Когда нужно с помощью шрифтового оформления добиться сходства (или ассоциаций) с определённой эпохой.
  • Когда нужно визуально разделить тексты двух (или нескольких) типов.
  • Когда в шрифте нет необходимости знаков. (издания на нескольких языках)
  • Когда сочетания двух или нескольких гарнитур нужно типографу по эстетическим (или каким-нибудь ещё) соображениям. 

 

16.  Пробіли та інтервали (Апрош, розрядка, виключка…. – матеріали ксерокопія, Королькова «Живая типографика» ст. 172-184)

 

Внутрибуквенный просвет  - незапечатанная поверхность внутри буквы, ограниченная её штрихами.

Апрош, межбуквенный пробел – промежуток между буквами, сообщающий сочетанию букв специфическую форму. Апрош составляется из двух полуапрошей соседних букв.

Трекинг – равномерное увеличение или уменьшение апрошей на каком-либо участке текста. Им периодически пользуются при вгонке и выгонке

Разрядка – это равномерное увеличение апрошей в конкретном фрагменте текста.

Отрицательный трекинг – равномерное уменьшение апрошей относительно их изначального размера. Возможен только в фотонаборе и цифровом наборе.

Межсловный пробел – расстояние между словами в тексте. Они могут меняться в зависимости от выключки. Однако в пределах строки они должны быть одинаковыми.

Выключка – связана с установкой межсловесных пробелов.

Вгонка и выгонка. Вгонка – это сокращение, а выгонка – увеличение количества строк набора с помощью средств типографики. Они нужны, чтобы избавиться от висячей или короткой строки.

Длина строки – это ширина колонки.

Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк.

Междустрочный интервал – это расстояние от базовой линии одной строки до верхнего края строчных следующий за ней, визуально – белый промежуток между соседними строками.

Вертикальная выключка строк – равномерное изменение интерлиньяжа на странице с целью разместить другое количество строк на полосе той же высоты.

Набор на шпоны. В металлическом наборе для изменения интерлиньяжа между строками закладывали специальные пробельные элементы – шпоны.

«Отрицательный интерлиньяж» - тоже устойчивое выражение, наряду с «висячими предлогами». Этим словосочетанием называют ситуацию, когда интерлиньяж в тексте меньше кегля. Такой набор экономит место, но мало подходит для сплошного чтения.

 

17.  Взаємозвязок набірних елементів книги (Валуєнко «Наборный титул и рубрики книги», ст. 9-12)

 

 

18.  Загальні принципи й методики композиції (Валуєнко «Композиція видання. Мистецтво зовнішнього оформлення» ст. 44-45)

 

 

19.  Шрифтовий напис і зображальні елементи (Валуєнко «Композиція видання. Мистецтво зовнішнього оформлення» ст. 56-59)

 

 

 

20.  Науково-пізнавальні ілюстрації (Добкин «Оформлення книги редактору і автору» ст. 59-80, Пахомов «Книжное исскуство, книга ІІ. Иллюстрация» ст. 5-114)

 

Логика. Иллюстрации поясняют текст, расшифровывают. Иногда нарисовать понятнее, чем написать словами. Иллюстрирование по определенному плану, модульная сетка. По характеру разделяются на предметные (видимое сходство с реальным объектом)- фотография, рисунок и условные (характеризует объект с определенной стороны, например чертеж машины, где отброшены ненужные детали) – чертеж, схема, диаграмма, карта. В фото можно снимать широкий круг объектов, микторир, но минус фото – часто ненужный детали, т.к. нет возможности компоновать кадр. Возможен фотомонтаж. Рисунок (невозможно сфотографировать динозавров). Оригинальный рисунок (художник сам делает компоновку, выбирает средства выразительности),  технический рисунок (техничесуие объекты уменьшенные с пом аксонометрии, можно показать не только внешнюю часть но и срезы), перерисовка (штриховой рисунок. если авторский снимок непригоден или средства печати не позволяют). Чертеж – штриховой, точечный, штрих под гравюру, черно-белый. Под иллюстрацией или сбоку текстовое объяснение. Схема – общий принцип чего-либо (круговорот воды), возможно немного абстракции. Диаграмма – графически изображают соотношения между процессами, динамику – столик, лента, круг, различные тематические фигуры. Географическая карта, картограмма (характеристика явлений на участке карты), картосхема (события на участке карты - сражение).

 

Категория: Композиция издательства | Добавил: Yusia_13 (24.12.2009)
Просмотров: 1092 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024